На главную О проекте Обратная связь Помочь проекту Добавить в "Избранное"

  
Наши слова →  Большой Энциклопедический словарь →  А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Юм

Дейвид (1711-76) - шотландский философ, историк, экономист. В ""Трактатео человеческой природе"" (1739-40) развил учение о чувственном опыте(источнике знаний) как потоке ""впечатлений"", причины которых непостижимы.Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал объективныйхарактер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциацииидей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделялтрудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма - один из источниковфилософии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма. (Hume) Дейвид (26апреля 1711, Эдинбург - 25 августа 1776, там же), шотландский философ иисторик. Оказал решающее воздействие на возникновение в 19 в. традициипозитивизма, а в 20 в. - на развитие аналитической философии. Жизнь итрудыУчился в Эдинбургском университете, затем работал клерком в торговойфирме. В 1734-36 находился во Франции, где подготовил свой главный труд -""Трактат о человеческой природе"" (первые две книги вышли в 1739, третья в1740). Вопреки ожиданиям автора, ""Трактат"" не вызвал интереса у широкойпублики, однако опубликованные в 1741-42 эссе на различные темы уже имелиуспех. Попытки сделать академическую карьеру окончились неудачей из-запротиводействия представителей Церкви Шотландии, видевших в нем опасногоскептика и даже атеиста. В 1748 выходит ""Исследование о человеческомпознании"", в 1751 ""Исследование о принципах морали"" - переработанные исокращенные варианты первой и третьей книг ""Трактата"". Приблизительно вэто же время написаны ""Диалоги о естественной религии"", опубликованныепосмертно в 1779; в 1752 Юм издает эссе на экономические темы. Работа вкачестве библиотекаря Эдинбургского общества адвокатов дала Юмувозможность собрать богатый фактический материал для восьмитомной ""ИсторииАнглии"" (1754-62). В 1757 была опубликована ""Естественная историярелигии"". Участие в 1763-66 в дипломатической миссии в Париже в качествеличного секретаря британского посла позволило Юму познакомиться сфранцузскими просветителями, у которых он встретил горячий прием(некоторые из них ошибочно принимали его за атеиста). В 1767-68 Юм былпомощником государственного секретаря. Автобиографическое эссе Юма ""Мояжизнь"" было издано через год после его смерти его другом Адамом Смитом.Учение об опытеВ ""Трактате"" и в ""Исследованиях"" Юм говорит о необходимостисовершенствования ""моральной философии"" как универсальной науки очеловеке, которой, в отличие от ""естественной философии"" (естествознания),еще предстоит стать подлинно эмпирической наукой.В духе сенсуализмаисточником знания Юм считает опыт, складывающийся из ""восприятий""(perceptions), которые Юм разделяет на ""впечатления"" и ""идеи"". Впечатленияотличаются яркостью и живостью, они - исходные элементы чувственногоопыта; Юм делит их на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Идеисуть копии впечатлений, уступающие им по степени яркости и живости. Идеиразделяются на простые, происходящие из конкретных впечатлений и имсоответствующие, и сложные (модусы, субстанции и отношения).Психологический механизм связи восприятий Юм усматривает в принципеассоциации (непознаваемом по существу), благодаря которому из простых идейобразуются сложные. Юм подробно анализирует три типа ассоциации идей: посходству, по смежности в пространстве и во времени и, наконец, наиболеераспространенный тип - по причинности.Юм предлагал отказаться от идеисубстанции, считая ее фикцией воображения. Восприняв аргументацию ДжорджаБеркли против материальной субстанции, Юм шел дальше, подвергая критикетакже и понятие духовной субстанции. Такой же фикцией выступает для Юмасоздаваемое воображением тождество личности, понимаемой им как ""связка илипучок... различных восприятий"".Вслед за Беркли он заменяет абстрактныепонятия конкретными идеями-представлениями, скопированными с яркихчувственных впечатлений, и подчеркивает при этом сигнальную роль языка,способного вызвать нужную идею. Принятое со времен Джона Локка разделениепервичных и вторичных качеств Юм считает лишенным смысла, полагая, что всекачества имеют чувственно-субъективный характер. Идея причинностиВ центретеоретической философии Юма - анализ проблемы причинности, т. е.необходимой связи между двумя событиями, которую Юм считает недоказуемой:каузальные и логические связи не совпадают, действие не содержится впричине, не похоже на нее и невыводимо из нее. Основанием причинности неможет быть и опыт, так как мы не наблюдаем связь причины и действия, аимеем лишь впечатления совместного появления двух событий. Ожидание того,что будущая последовательность событий будет похожа на прошлую (например,солнце завтра взойдет), основывается исключительно на вере, источникомкоторой является привычка. Привычное соединение впечатлений и идей,сопровождающееся особым чувством обязательности, и создает, по Юму, идеюнеобходимой связи причины и действия. Таким образом, ""необходимость естьнечто существующее в уме, а не в объектах..."". Анализ проблемы причинностиЮма оказал влияние на возникновение ""критической философии"" Канта.Аффекты. ""Симпатия""Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а неразум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либоаффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит наспокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь илиненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффектсимпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результатевоображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающегоопределенные душевные переживания.ЭтикаПодчеркивая важнейшую рольчувственности в морали, Юм стоял на позиции этическогоантиинтеллектуализма, для него характерно также неприятие религиозногообоснования нравственности. Он подчеркивал, что многие философы-моралистыне объясняют переход в рассуждениях от сущего к должному. В целом, по Юму,этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итогеобусловливаются психологическими особенностями людей. В его ученииутилитаризм сочетается с альтруизмом.Философия религииВ ""Естественнойистории религии"" Юм показывал укоренность религиозных представлений вособенностях ""природы человека"". Он считал, что монотеизм не был раннейрелигией человечества. Заботы о житейских делах, надежды и страхи, аотнюдь не простое и незаинтересованное созерцание природы явились,согласно Юму, источником религиозных представлений. Положительно относилсяон и к известной гипотезе, что прототипом богов древних религий былиреальные люди, ставшие благодаря своим особым достоинствам предметомвосхищения народа. В знаменитой главе ""О чудесах"", включенной в""Исследование о человеческом познании"", он доказывал, что описаниявсевозможных чудес противоречат свидетельством чувств и здравого смысла.Критическая аргументация Юма была призвана показать не невозможность чудескак таковых, а невозможность разумной веры в чудеса, представляющие собойнарушения законов природы. Свою позицию он, как и деисты, называл""естественной религией"", в основе которой лежит допущение непознаваемойвысшей причины.Сочинения:Сочинения: В 2 т. М., 1996.Inquiries concerningthe Human Understanding and concerning the Principles of Morals / Ed. byL. A. Selby-Bigge. Oxford, 1975.Treatise of Human Nature / Ed. by L. A.Selby-Bigge. Oxford, 1978.Литература:Виноградов Н. Д. Философия ДавидаЮма. М., 1905-11. Ч. 1-2.Нарский И. С. Философия Давида Юма. М.,1967.Basson A. H. David Hume. Harmondsworth, 1958.Jedynak S. Hume.Warszawa, 1974.Ayer A. J. Hume. Oxford, 1980.А. Ф. Грязнов""АНИТЕ"" (L Humanite) - французская еженедельная газета, с 1920центральный орган Французской коммунистической партии (в 1904-1920 органСоциалистической партии), Париж. Основана Ж. Жоресом.

В других словарях:


/Словарь Ефремовой/
Юмор м. 1) а) Добродушный смех, незлобивая насмешка. б) Отношение к чему-л., проникнутое таким настроением. 2) а) Прием в ...
Юмореска ж. Небольшое литературно-художественное или музыкальное произведение, проникнутое юмором (1).
Юморист м. 1) а) Автор юмористических (3) произведений. б) Представитель юмористического (3) направления в каком-л. роде искусства. 2) ...

/Cловарь Даля/
Юм м. более мн. юмы, груды, ряды обжигаемого кирпича.
Юма ж. новг.-череп. дровяная, плотовая кошма, цепь плотов. | Каз. толстуха?
Юмать новг.-череп. думать, раздумывать, размышлять, рассуждать про себя. Юмала, юмала - да и раздумала.

/Словарь иностранных слов/
Юмор [англ, humour] - 1) добродушно-насмешливое отношение к чему-л., умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в ...
Юмореска [нем. humoreske] - небольшое художественное произведение (маленький рассказ, небольшая муз. пьеса) юмористического характера.
Юморист [англ, humorist] - 1) автор юмористических произведений] 2) человек, склонный к юмору.

/Биографический словарь/
Юмашевы Юмашевы - русский дворянский род, восходящий к концу XVI века и записанный в VI части родословной книги Рязанской губернии. Есть ...
Юматовы Юматовы - русский дворянский род, восходящий к концу XVI века (родоначальник - жилец Степан Федосеевич Юматов) и записанный в VI ...

/Философский словарь/
ЮМ Дэвид (1711—76) — англ. философ-идеалист, психолог, историк. Задачу знания Ю. видел не в постижении бытия, а в способности быть ...

/Словарь Русских фамилий/
Юматов ЮМАТОВ ЮМАШЕВ


Юмаш - мужское тюркское имя, бытовавшее и среди русских. От названия пятницы - праздничного дня ...
Юмашев ЮМАТОВ ЮМАШЕВ


Юмаш - мужское тюркское имя, бытовавшее и среди русских. От названия пятницы - праздничного дня ...
Юмин ЮМИН


Юма - лодка, речное судно. Фамилия есть в 'Ономастиконе' Веселовского: Юмин Иван, дьяк на Земском соборе, ...

/Бизнес словарь/
Юм (Hume) Дэвид (1711-1776) английский философ и экономист. Выступал за свободную торговлю. Классик монетаристского направления в экономической науке. В ...

/Психологический словарь/
Юм Давид Юм Давид (1711 1776) английский философ. Стоял на позициях Дж.Локка в суждении, что в душе находятся только впечатления, ...

/Словарь психиатрических терминов/
Юмора расстройства (англ. humour – шутливый нрав). Личностное свойство, способность человека подмечать комические стороны явлений, эмоционально на ...

/Геологический толковый словарь/
ЮМИТ ЮМИТ — м-л, Гумит .

/Химическая Энциклопедия/
ЮМ-РОЗЕРИ ФАЗЫ ЮМ-РОЗЕРИ ФАЗЫ , см. Интерметаллиды .


/Словарь логики/
Юма Принцип — принцип, утверждающий, что невозмож­но с помощью одной логики перейти от утверждений со связкой «есть» к утверждениям со ...

/Словарь криминального сленга/
Юмать pаботать
Латинская транскрипкия: [yum]

→ Юмашев Иван Степанович (1895-1972) - российский адмирал (1943), ГеройСоветского Союза (1945). В 1939-47 командовал Тихоокеанским флотом. В1947-51 ...
← Юм (Hume) Аллан Октавиан (1829-1912) - англичанин, участник индийскогонационального движения, один из основателей и руководителей ...





© nashislova.ru - Все словари 2009 Информация публикуется на сайте исключительно для ознакомительных целей и основана на свободно распостраняемых версиях словарей. Администрация не несет ответственности за любые неточности в текстах.
Rambler's Top100
Выполнено за: 0.041 c.