На главную О проекте Обратная связь Помочь проекту Добавить в "Избранное"

  
Наши слова →  Библиологический словарь. Александр Мень. →  А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ,

сказание Быт. 11:1-9 о сооружении огромной башни (слав. столпа), к-рое было прервано Богом. Рассказ помещен вслед за родословием народов, рассеявшихся по земле после *Потопа. Люди, имевшие "один язык и одно наречие", пришли с востока в землю Сеннаар (евр. Шенеар; имеется в виду Шумер в Месопотамии) и решили построить там город и башню "высотою до небес". Они хотели "сделать себе имя" и поставить ориентир, далеко видный на равнине ("чтобы нам не рассеяться по лицу всей земли" - син. пер. здесь неточен), Но Бог "сошел посмотреть город и башню" (антропоморфное выражение, показывающее ничтожность строений в очах Господних) и осудил замысел строителей. Он смешал их языки, и они рассеялись по земле. С тех пор это место стало называться Вавилон, от слова балал - смешение. Мн. толкователи видели в рассказе этиологию возникновения языков. Однако еще *Филон Александрийский предпочитал понимать В. с. аллегорически. Свт. *Григорий Нисский отметил, что В. с. произошло уже п о с л е рассеяния народов, у к-рых постепенно и естественно сложились свои языки. Многообразие языков святитель понимал не как кару, а как нечто соответствующее воле Божьей. Смысл сказания выясняется в контексте той части Пролога Кн.Бытия, к-рая символически изображает восстание человека против Творца (грех Адама, Каина, исполинов). Определенный свет на В. с. проливает и фразеология Древнего Востока, где "быть людьми одного языка" означало подчиняться царю одной империи. В сказании о В. с. люди захотели сохранить единство с помощью единой империи, символами к-рой были город и башня, и этот план оказался неугодным в очах Божьих. Прототипом такой империи издавна был Вавилон, поскольку именно в Месопотамии возникли первые деспотич. державы. Лит. основой сказания о В. с. были, по-видимому, вавилонские легенды о башнях, "подобных небу", к-рые строили боги в честь главы пантеона Мардука. В этих легендах прославлялся Вавилон и его боги. Библия же, напротив, делает Вавилон символом тирании и богоборчества (Иер 50:29 сл.; Откр. 18:1 сл.), и традиция эта начинается с рассказа о В. с. Его центр. идея, по словам *Гальбиати, следующая: "Бог не пожелал успеха попытке объединения, сделанной этой группой человечества... Даже самые мощные культуры разрушаются, если не совпадают с Божественными замыслами, как пространно засвидетельствуют пророки в своих обличениях языческих народов". Сам образ Вавилонской башни связан с зиккуратами, к-рые возводились в древней Месопотамии (один из них, Этеменанки, достигал 90 м в высоту). Вавилонская башня, МНМ, т. 1; В и г у р у Ф., Руководство..., М., 1897, т.1; ЕЭ, т. 5; ПБЭ, т. 3, с. 62-5; *Ф р э з е р Дж., Фольклор в Ветхом Завете, пер. с англ., М., 1985; Ч е р н я в с к и й А. Ф., О В. с. и смешении языка строителей, Кишинев, 1906; Я открою тебе сокровенное слово: Лит-ра Вавилонии и Ассирии, пер. с аккадского, М., 1981; *G a l b i a t i E., P i a z z a A., Pagine difficili della Bibbia, Genova, 1951. См. также библиогр. к ст. Пятикнижие.
Латинская транскрипкия: [vavilonskoe stolpotvorenie ]

→ ВАЙСС, Вайс (Weiss) Бернхард (1827-1918), нем. протестантский исследователь НЗ. Сын кенигсбергского пастора. В. учился в ун-тах Кенигсберга, Галле и ...
← ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ АПОКРИФЫ. 1. Мидраши. Кн. Юбилеев, или Малое Бытие, содержит легенды на тему сказаний Кн. Бытия и Кн. Исхода. Она написана ревностным законником, к-рый ...





© nashislova.ru - Все словари 2009 Информация публикуется на сайте исключительно для ознакомительных целей и основана на свободно распостраняемых версиях словарей. Администрация не несет ответственности за любые неточности в текстах.
Rambler's Top100
Выполнено за: 0.031 c.