На главную О проекте Обратная связь Помочь проекту Добавить в "Избранное"

  
Наши слова →  Библиологический словарь. Александр Мень. →  А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЗАКОН

и законничество. Термин "Закон" (евр. Тор( , греч. nТmoj) имеет в Библии два значения: как синоним заповедей вообще и как синоним *Пятикнижия. Общее понятие о религиозном З. Как система правил, регулирующих все стороны жизни, З. присутствует в каждой "естественной" религии. Это объясняется тем, что поведение, определяемое суммой правил, - наиболее простая и психологически объяснимая форма поведения человека. Позднее, отделившись от религии, З. создает собственную юридическую сферу. Уже в животном мире мы находим подобие права. Отношения внутри популяции и группы, а также между особями, группами и видами протекают не хаотично, а подчиняются определенным правилам. Это видно хотя бы из устойчивых моделей полового поведения и регуляции иерархического порядка между доминирующими и подчиненными особями. Такой чисто природный фактор играет важную роль в упорядочении эмоций, сохраняет структуру сообществ, семей, способствует нормальному протеканию психической жизни. В животном мире существуют "ритуалы" знакомства, ухаживания, угрозы, подчинения и демонстрации силы, к-рые подчас позволяют избегать насилия и сохраняют жизнь. В человеческих обществах, даже "первобытных", мы находим гораздо более сложную, но построенную на тех же принципах ритуальную систему. Она подчиняет человека многочисл. табу-запретам, вводит аффективные проявления в организованное русло. Вот почему там, где социальная жизнь была неотделима от религиозной, всегда создавался З., но уже не на инстинктивном уровне, а на уровне правила поведения, признаваемого разумным существом. Правда, подчас эти правила носили непонятный, иррациональный характер, но само их наличие формировало сознательную жизнь общества. Во всех религиях мы обнаруживаем эти ритуальные структуры, служащие как бы "лесами", поддерживающими духовный и общинный строй народа. Т. о., "религия З." по своему происхождению уходит корнями в доисторич. древность и предшествует ветхозав. З. Неисчислимые обряды, нормы, уставы, табу охватывали культуру *Древнего Востока и *античности, Индии и Китая. Осмысление же их происходило на м а г и ч е с к о м уровне. Складывалось убеждение, что ритуальные системы есть часть мирового целого, что они поддерживают и охраняют его, а человек способен с помощью обрядов принудить духовные существа служить его целям. Эта особенность определяет отличие ветхозав. З. и З. "естественных" религий (за исключением тех случаев, когда люди искажали смысл ветхозав. З., превращая его в З. магический). Закон в Библии. Слово "Тора" в ВЗ не означает буквально З., а переводится как наставление, наказ, учение. Законами называлась вся сумма заповедей Божьих. Так, Господь говорит устами прор. Осии: "Написал Я ему [Израилю] важные законы [тор(т] Мои" (8:12). Сущность этих заповедей сводилась к любви к Богу, благоговению перед Ним, а также к основным этическим принципам (Ис 20:1-17; Втор 6:4; Мих 6:8). Однако в соответствии с уровнем сознания древних людей заповеди были сплетены со всеобъемлющей системой правил. Она распространялась не только на культ, но и на семейную, бытовую, общественную и гражданскую жизнь. Цель системы заключалась в том, чтобы вся жизнь в любых ее проявлениях постоянно протекала перед лицом Божьим. К тому же человек легче усваивает формальную сторону правила, нежели его духовное содержание. Итак, заключение богооткровенной веры в оболочку системы (Закона) тесно связано с воспитательным характером Домостроительства Божьего. Иную форму религии человек той эпохи едва ли смог бы воспринять. Чем-то З. напоминал аналогичные установления политеизма. Отцы Церкви прямо утверждали, что обряды Моисеевой религии, по Божественному Промыслу, были подобны обрядам язычников (свт.*Иоанн Златоуст. На Мф IV). К этой категории относятся жертвы и обрезание, пищевые запреты и храмовое служение. Но, приняв веру в обличье З., ветхозав. человек подготавливался и к более высокому ее пониманию (блж.*Иероним. На Ис 1:12). Магический подход к культу был со всей решительностью изобличен в проповедях пророков: Бог не нуждается в культе и дарах, как, по мнению язычников, нуждаются в них их боги. Обряд, согласно откровению *профетизма, лишь внешнее выражение верности, благоговения, любви к Богу. Без веры и человечности жертвы и культовые церемонии - ничто (Ис 1:11-17; Ам 5:21-24). Провозвестие пророков явилось религ. переворотом, к-рый обратил взоры людей к самой сущности религии, данной в виде З., показав, что в ней главное, а что - вторичное. Хотя пророки и встречали сопротивление, их дело не осталось бесплодным. Они положили начало тому духовному потоку, который донес свои воды до нового Откровения Божьего, до Нового Завета. Но п а р а л л е л ь н о этому направлению развивалась и другая тенденция, к-рую можно определить как з а к о н н и ч е с т в о. В нем форма превалировала над содержанием, буква над духом. Законничество прорастало незаметно и под благовидными предлогами. Когда жестокие испытания привели народ к раскаянию, стала еще больше укрепляться мысль о необходимости держаться З. как универсального регламента. Торжественная *кодификация древних текстов Торы при Иосии (622 до н.э.) и при Ездре (445 до н.э.) немало способствовала этой тенденции. Но поскольку З. во многом стал уже архаичным, его начали истолковывать применительно к новым условиям, что привело к возникновению "устной Торы", которая культивировалась *книжниками и *раввинами. По самой своей природе подобные системы отличаются крайним консерватизмом и воспринимаются как самодовлеющее целое. Законничество неизбежно вело к сложной уставной казуистике, создавая при этом иллюзию возможности "заслужить" милость Божью. "Отсюда, - пишет *Тураев, - понятен энтузиазм к Закону, но вместе с тем вполне объясняется и чрезмерное преобладание внешности в области права и юриспруденции в религиозной и нравственной жизни, причем внимание обращается не столько на внутреннее настроение, сколько на внешнюю корректность; формально-юридическая точка зрения нередко приводит к тому, что стремятся удовлетворить букве Закона, даже обходя его прямой смысл. Апостол Павел наилучшим образом говорит об этом законничестве: "ревность Божью имут, но не по разуму" (Рим 10 гл.); Евангелие говорит о бременах тяжких и неудобоносимых. Действительно, для свободной личности не было места, все было отдано под иго буквы. С другой стороны, достигший в знании и применении Закона мастерства впадал в гордыню и самомнение, смотрел с презрением на "малых сих"... Освобождение от тяготы Закона преисполняло радости ап.Павла и заставило его преклониться перед Тем, Кто из хаоса противоречий и разнородных элементов извлек вечное содержание, религиозные и нравственные идеи, легшие в основание новой религии, обнимающей все человечество и претворившей в себе все великое и прекрасное из того, чем оно дотоле жило" ("История Древнего Востока", т.2, с.279). Христос провозгласил, что Его приход не есть нарушение Закона, но его завершение, "исполнение" (Мф 5:17). Фактически Он освятил Своим авторитетом именно тот подход к З., к-рый мы находим у пророков. Он вернул З. к его изначальному духу, к двум главным заповедям - о любви к Богу и ближнему (Мк 12:28-34). Не отвергая внешних форм богопочитания и даже вводя новые (напр., крещение и евхаристию), Он лишил сами формы культа того абсолютно-господствующего положения, к-рое придало им законничество. Апостол Павел богословски осмыслил произошедшую перемену, указав, что З. был лишь подготовительной ступенью в истории Завета. Выступая против законничества в христианстве, он фактически возвысился уже не только над религией ветхозав. З., но и над всей "религией З." вообще. Его борьба, как борьба Самого Иисуса Христа против законничества, имела бы для новозав. сознания лишь историч. интерес, если бы рецидивы законнического духа и в дальнейшем постоянно не обнаруживали себя. Этот последний факт делает антизаконническую направленность *пророков, евангелий и посланий в высшей степени актуальной. *В е р ж б и ц к и й Т.И., Закон Моисеев и закон Евангелия, "Странник", 1898, №1; *Г л у б о к о в с к и й Н.Н., Ветхозав. закон по его происхождению, предназначению и достоинству, "Путь", 1928, №10; *Г у с е в А.Ф., Отношение евангельского нравоучения к Закону Моисееву и учению книжников и фарисеев по Нагорной проповеди Иисуса Христа, Харьков, 1895; Д о б р о с м ы с л о в Д.А., Мнения Отцев и Учителей Церкви о ветхозав. обрядовом законе Моисея, Каз., 1892; е г о ж е, Евангельские заповеди о "блаженствах" как учение о высших степенях христ. нравственности в сравнении с ветхозав. каноном, ВиР, 1899, №11; а также библиогр. к ст.: Второго Храма период; Декалог; Допленный период ветхозав. истории; Иудаизм; Пятикнижие; Раввинистическая экзегеза; Сравнит.-религ. изучение Библии; Тареев; Тиллих.

В других словарях:


/Словарь Ефремовой/
Закон м. 1) а) Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической ...
Законченно нареч. Соотносится по знач. с прил.: законченный.
Законченность ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: законченный.

/Большой Энциклопедический словарь/
Закон в праве - нормативный акт, принятый высшим органом государственнойвласти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей ...
Закон необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношениемежду явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно ...
Законник Билаламы сборник законов города-государства Эшнунна(Месопотамия), составлен в 20 в. до н. э.

/Cловарь Даля/
Закон м. (чем дело закончено) предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление ...
Законник зоконность, законный и пр. см закон.
Законопачивать законопатить что, забивать конопатью (паклею, мохом) пазы, щели, скважины. -ся, быть законопачиваему; | он законопатился, засел ...

/Словарь синонимов/
Законный легитимный


/Философский словарь/
ЗАКОН — внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. На основе знания 3. возможно ...
ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ХАРАКТЕРУ И УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ — объективный общесоциологический закон взаимодействия производительных сил и производственных отношений как основы развития и ...

/Бизнес словарь/
Закон нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
Законность принцип точного исполнения всеми органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами законов и ...
Законные Платежные Средства См. Средства платежные законные

/Бухгалтерский словарь/
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, АНТИДЕМПИНГОВОЕ специальные (в ряде случаев международные) правовые акты и положения, направленные против "бросового" экспорта (демпинга).
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействуя ...
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, АНТИТРЕСТОВСКОЕ см. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ.

/Психологический словарь/
Законы аддитивного смешения цветов Законы аддитивного смешения цветов правила, сформулированные первоначально И.Ньютоном, получения определенных цветов за счет их ...
Законы Йеркса — Додсона Законы Р.М.Йеркса и Дж.Д.Додсона эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и качество деятельности. В первом законе ...
Закон Блоха Закон Блоха величина субъективной яркости короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности стимула и его ...

/Словарь психиатрических терминов/
Закон Клерамбо [Clerambault G., 1927]. Устанавливает зависимость тяжести исхода психического заболевания от возраста к началу его и массивности ...
Закон Питра [Pitres A., 1897]. При афазиях у полиглотов может сохраниться возможность говорить на одном из языков, известных им до болезни. ...
Закон Рибо [Ribot Th., 1881]. Закон регрессии (возвращения) памяти при прогрессирующей амнезии. Вначале ослабляется память на недавние ...

/Геологический толковый словарь/
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ УСПЕНСКОГО (ЗАКОНОМЕРНОСТЬ УСПЕНСКОГО — ВАССОЕВИЧА) ЗАКОНОМЕРНОСТЬ УСПЕНСКОГО (ЗАКОНОМЕРНОСТЬ УСПЕНСКОГО — ВАССОЕВИЧА) — предложенное Вассоевичем (1958) наименование общей ...
ЗАКОН АДАПТИВНОЙ РАДИАЦИИ ЗАКОН АДАПТИВНОЙ РАДИАЦИИ — син. термина радиация адаптивная .
ЗАКОН АЮИ (ГАЮИ) ЗАКОН АЮИ (ГАЮИ) — син. термина закон рациональности отношений параметров .

/Словарь логики/
Закон Ассоциативности (от лат. associatio — соединение) -общее имя для ряда логических законов, позволяющих по-разному группировать высказывания, ...
Закон Де Моргана - общее название логических законов, связывающих с помощью отрицания конъюнкцию («и») и дизъюн­кцию («или»). Названы именем англ. ...
Закон Дунса Скота - закон логики классической, характери­зующий логическое противоречие и импликацию материальную. За­кон можно передать так: ...

/Ветеринарный энциклопедический словарь/
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВЕТЕРИНАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВЕТЕРИНАРНОЕ , совокупность законодательных актов, включающих законы СССР, указы Президиума Верховного Совета ...

/БЭC. Сельское хозяйство/
ЗАКОНЫ ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ ЗАКОНЫ ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ ,см. Охрана природы . ЗАКРЕПИТЕЛИ СТЕРИЛЬНОСТИ, фертильные линии или сорта ...

/Словарь криминального сленга/
Закон пpавила поведения,выpаботанные пpеступным миpом
Законник воp в законе,пpинятый сходкой в пpеступную гpуппу,обяз.собл.тpадиции
Законно хоpошодоговоpились
Латинская транскрипкия: [zakon]

→ ЗАПАДНЫЙ ТЕКСТ БИБЛИИ - см. Семейства текстов библейских.
← ЗАЙЦЕВ Николай Лазаревич (1836-72), рус. церк. писатель и обществ. деятель. Окончил СПб.ДА в 1859; состоял э.орд. проф. в КДА по классу педагогики (с 1868). ...





© nashislova.ru - Все словари 2009 Информация публикуется на сайте исключительно для ознакомительных целей и основана на свободно распостраняемых версиях словарей. Администрация не несет ответственности за любые неточности в текстах.
Rambler's Top100
Выполнено за: 0.377 c.